Архыз 2011
Наш маршрут Карта туристических троп
Здесь вы можете посмотреть наш маршрут за каждый день Карта туристических троп

Предистория от Татьяны: В середине июня познакомилась с Ниной, которая и организовала меня в эту поездку. Помню долго сидели болтали, и Нина говорила, что каждый в горах ищет своё: красоту и первозданность природы, проверку на выносливость своих физических и моральных качеств, отдых от работы и просто смену обстановки. Тогда же я получила список необходимых в походе вещей.
Намечался мой первый поход в горы, но я не знала, зачем еду. Меня просто очень тянуло туда – и всё тут. 4-го июля, проверив всё по списку, закидываю рюкзак на плечи и… снимаю его. Достаю список и пытаюсь определить: что же можно из него вычеркнуть, ибо рюкзак оОочень тяжелый! Вздыхаю, так и не решившись от чего-либо избавиться, и покорно тащу свою поклажу на вокзал.
Про поезд и витающий дух авантюризма - всё понятно.
И вот Краснодар. Отдельное спасибо Нине и её гостеприимному дому! Нина, спасибо!

1 день 7 июля - заезд в верховье д.р.Софии. Остановка возле места поклонения «Лику Христа». Легкий завтрак. Посещение Мемориала защитникам перевалов Кавказа. Прибытие в Софийскую долину (17 км от Архыза, высота 1900 м, 43°27’10”С 41°16’14”В). Разбивка лагеря. Распределение продуктов. Прогулки по склону. Шашлык. Под утро ливень.

Андрей: Часа в 2 ночи проснулся от того, что палатку колыхало из стороны в сторону и заливало водой до такой степени, будто река вышла из берегов и вот-вот накроет с головой. Оделся потеплее и через пол часа, когда стало немного стихать, уснул.

Татьяна: Ну, как говорится, «поехали»! По-моему, везде так пишут, и я совершенно согласна - это день-знакомство. Пока никого не знаю, и мне любопытно. Вспоминаю, что утром сосало под ложечкой от предвкушения. Погрузились в трансферы и помчались по ветру искать то, что каждый хотел найти. Дорогой украдкой рассматриваю пока ещё только попутчиков, а в дальнейшем товарищей и прекрасных людей. Все казались совсем не такими, как выяснилось позже. Заехали к святому лику, первые практики поднятия в гору, правда, по ступенькам. Завтрак. Река! Река! Вы когда-нибудь видели такой цвет воды? Про себя здесь же решила, что уже готова умереть от счастья. Красота природы - совершенное искусство! Долго добирались до первой ночёвки, но вот на месте. Самое обильное пиршество за весь поход! Ох, и вкусно же Наталья Борисовна готовит! Погуляли по окрестностям, опробовала новые ботинки. Волшебные. Ночь. Просыпаюсь от дикого грохота и вспышек света. Тысяча чертей, это же гром и молния! Поскольку мы находились в долине, звуки и весь процесс светопредставления отражался от вершин и цепей гор. Адский шум! Страха я натерпелась изрядное количество. Раньше никогда такого не видела и не слышала! Уснула под мысли о том, что нашу палатку уносит ветер, и в меня ударяет разряд шаровой.

Шашлычок Прогулка к "Лику Христа" недалеко от п. Архыз Легкий обед и горячий чай

2 день 8 июля - Радиальный выход на перевал Софийское седло (2600 м, н/к, 43°26’03”С 41°17’48”В) по гребню отрога (слева). Справа на отроге Главного хребта между долинами Кизгыча и Псыша поднимается вторая по высоте вершина Архыза - София (3637 м). От ее ледника в долину через высокий скальный порог обрушиваются водопады, которыми начинается река София, стекающая в Псыш. Купание под водопадом, «неосторожное катание» со снежника, сложные переправы через водопады, ручьи на спуске. Смотр народной самодеятельности, танцы, стихи, игры.

Татьяна: Отныне и впредь у меня не было таких длинных дней, как последующие восемь. Каждый - своя маленькая жизнь, своя история. С утра Николай, вожак стаи смелых людей, объявил: «Радиалка»! Признаться честно, к походу была не готова, и многое приходилось познавать в процессе. Оказалось, что «радиалка»- это прогулка налегке. Первый подъём в гору - первое испытание. Прекрасные рододендроны, первый снежник, первые водопады! Андрюшка не удержался, покатился вниз, а там - камни! Мгновение… Уф, обошлось! Я и сама чуть не сорвалась, но сильная рука Николая и мои «волшебные» ботинки удержали. И все друг другу помогали, а Николай зорко следил за техникой безопасности. С ним я как-то сразу расслабилась: нигде и ни в чём я ни разу не усомнилась. Он нас вёл - и мы шли за ним. Вот водопад и я стою под ниспадающим потоком воды и кричу как оголтелая. Пожалуй, тогда раскрылись все чакры и карма тоже наверняка очистилась. Потому как вновь рожденные люди, вполне вероятно, испытывают нечто подобное: потрясающая ясность мыслей и звенящая радость внутри.
Отдельно о воде. Уважаемые граждане планеты Земля, вы должны её попробовать хотя бы однажды в жизни! Навсегда её вкус останется на вершине хит-парада моих любимых блюд. И я ни капельки не преувеличиваю.

Андрей: Скорость набралась очень стремительно, тормозить было нечем, оставалось только надеяться, что удастся спружинить в конце скольжения, не упав при этом на камни. Счесана немного спина, руки, выбил слегка пятку, незаметно прихрамывал еще около месяца.

Танцы не прекращались ни на минуту Распределение продуктов по рюкзакам Софийское седло, любимец женщин
Софийское седло Вид на Софийские водопады Гора София

3 день 9 июля - выход к Софийским озёрам Кашха-Эчкичат через перевал Иркиз (1А, 2880 м, 43°26’53”С 41°13’42”В). Путь к озерам лежит вдоль западного ручья реки Ак-Айры по крутому откосу. По левую сторону виден водопад Уллу-Чучхур, воды которого с громким гулом обрушиваются вниз, образуя густую завесу из водных брызг.

Нина: Очень помогли палки. На финише буквально подтягивалась на руках. На перевале расплакалась, толи от красоты, толи от напряжения. С седловины неожиданно открывается изумительный вид, щедро вознаграждая за некоторую трудность подъема.

Андрей: казалось, что поднимались целую вечность, заставлял себя не смотреть вверх и не считать сколько осталось, мышцы выдержали стойко. Дыхания не хватало, то ли воздух был сильно разряжен, то ли организм требовал чистого кислорода за все время простоя между походами. Пейзажи открылись действительно потрясающие, ближайшие пару часов фотоаппарат щелкал кадр за кадром.

"В пустынном цирке покоятся три озера. Самое большое из них лазурно-голубое, второе значительно меньше - цвета чистой небесной голубизны, а третье - как полированный черный мрамор. Озера расположены на высоте 2811 м. Спуск с седловины к озерам занимает несколько минут" (http://www.vertikal-pechatniki.ru).

Нина: На озёрах разбили лагерь. Халатно поставили палатки. Протекли все. Как только дождь стих, стали рыть траншеи для отвода воды. Купались в ледяной воде. Охотились на горных козлов с фотоаппаратами. Наблюдали за удачной охотой ласки на мышку. Ночёвка с дождём ...

Андрей: Ну не все! У меня чуть-чуть набралось, да и только потому, что палатку полностью не закрыл. Долго уговаривали Татьяну на водные процедуры, наверное первый раз все испытывают неловкость от ледяной воды.

Татьяна: Утро, и мы прощаемся с солнечной, зелёной долиной. И всё как-то быстро, я ничего не понимаю. Заталкиваю свой скарб в рюкзак и спешу за остальными. Догоняет Александр и говорит, что я так долго не выдержу, показывает на рюкзак. Оказывается, ремешок на талии - вещь в рюкзаке самая важная и самая облегчающая туристу жизнь. А он у меня очень слабо затягивается. Находим способ завязать потуже и конечно отстали. Саша, спасибо Вам за руку помощи - моя спина в тот момент была спасена. Потом мы долго-долго поднимались к перевалу. Под рюкзаком идти, конечно же, совсем другое дело, но, признаться честно, тяжело мне не было. Пейзажи сейчас и потом меня восхищали, но сознание не переворачивали. Было лишь одно чёткое ощущение - я дома. Всё казалось очень знакомым и родным. Для меня это было так странно, ведь до этого я ни в горах не была, ни в походы вообще никогда не ходила. И вдруг - всё такое естественное и само собой подразумевающиеся. Вот он, перевал, а за ним награда уставшему путнику. Потому что некий художник внезапно решил поменять пейзаж. На нас повеяло прохладой - ветер нёс так ароматный и пьянящий запах снега. В долине растаявший снег утроил себе ложе из трёх озёр, и они голубоглазо улыбались нам. Здорово было видеть, как менялись лица вновь поднявшихся. Магическое преображение! Спускались по снежнику, мужчины рубили ступени. Ах, вот о чём пел Высоцкий… В озёрах я, конечно, купалась, правда под воздействием чужих примеров и уговоров. Думаю, именно с того дня нас начал сопровождать  дождь. Он стал как бы четырнадцатым спутником нашей команды. Иногда нам давалась передышка, и кое-какие вещи подсушить всё же получалось. А в тот день я поняла чётко: хочешь спать в сухой палатке - поставь её сам! Начала постигать азы горного туризма.

Выход из лагеря утром на перевале Иркиз Наталья Борисовна (наше всё)
Как хороша наша саванна с высоты птичьего полета Прокладка обводных каналов Наше GPS и устав