Архыз 2011

4 день 10 июля – траверс в тумане в долину реки Псышь вниз на поляну до устья реки Белой (1700 м, , 43°26’53”С 41°10’13”В) через перевал Караджаш (1А, 2960 м, ос-ск). Перекус на спуске у озера (примерно 2570 м, 43°26’26”С 41°12’56”В).

Нина: Видели следы медведя, есть версия, что поддельные, рядом были следы туристов, впечатление, что они гуляли вместе. Блуданули, но испугаться не успели, поиск тропы был не всей группой, а только проводником Николаем. Телефон на перевале не работает, пришлось ремонтировать. Оставили записку от "Тамбовских волков", не забыли написать, что с Тамбова никого нет. Пейзажа не видно. Снимков природы нет, с удовольствием фотографировались сами. Туман. У озера туман немного рассеялся. Антошка идёт купаться. Танюшка изображает у реки Алёнушку. На спуске начинается ливень. У меня поднимается настроение, хотя понимаю сложность положения. Кураж. Всё промокает очень быстро, дождевик не держит, штаны мокрые, фонари некогда надеть (так и не пригодились). Быстрый, но очень тяжёлый спуск. Мокрая тропа к реке Псыш. Спасибо наколенникам и альпенштокам! Девчата промокли (про ребят не слышала), у некоторых неприкрыты рюкзаки, натёрли ноги, заболели колени, после спуска долго ещё шли по реке. Дорога по правому берегу затоплена. Окончательно промокли ноги. По пути успели порадоваться землянике. Иду, пою что-то вроде «Говоришь, чтоб остался я...» и «Я птица вольная...». Одно из самых ярких впечатлений была переправа по подвесному мосту через Псыш, перевёрнутому на 90 градусов. Адреналин, колоссальные усилия, координация движений, равновесие. Но мне кажется, что это было безопасней, чем наше поползновение два года назад по гладкому, уходящему вверх, бревну на приличной высоте от бурной реки... Шли долго. Шли по камням, грязи и воде. Почти на закате пришли к тёплому лагерю с коньяком и навесом (до устья р.Белой). Все очень уставшие и голодные. Ребята с девчонками ставят палатки. Я с Н.Б. и встретившая нас группа готовим ужин. Окопались сразу и хорошо (кажется, это была первая сухая ночёвка под дождём). Коньяк, ужин, костёр, песни до глубокой ночи! Дождь продолжает моросить. Я даже не переодевалась. Просто на всё мокрое надела дождевик из плёнки. Сначала было тепло, а через несколько часов ноги без движения стали мёрзнуть. Переобуваться не стала. Всё равно всё намокнет. Нужны были или резиновые сапоги, или шлёпки с какими-нибудь гидроносками (или бахилами). Хотя была не в шерсти, а в треккинговых. Возможно, шерсть без движения тоже грела бы, но сомневаюсь.

Андрей: Ну не верится мне, что медведь мог так далеко зайти, в места, где и есть нечего и бродить особо негде. Хотя знакомые биологи говорили, что у медведей тоже заскоки бывают, и они тоже могут бродить, где турист не гулял...  Но как-то они внезапно начались и так же внезапно закончились. На первом (категорийном) перевале сняли и написали первую записку, сочиняли долго и много от себя нафантазировали, даже кого-то поздравили с днем рождения. Спускаться мне всегда было легче (не брать в расчет «веселый спуск» в 2010, посбивал ноги напрочь, потом в море отмокал), начинающийся дождь и мокрая трава заставляют соблюдать осторожность. Озеро – масса фоток, завтрак, ритуальное закапывание пустых консервных банок. Спуск к месту ночевки, догнал дождь, успел переодеться. Как оказалось костюм не пропускает воду не только снаружи, но и изнутри, а совместно с высокой влажностью, вскоре промок весь. Ноги сухие – иду и расхваливаю ботинки, которые приобрел только в этом году. Мост … первую часть я преодолел по бревну, опасался поскользнуться и выкупаться по полной программе. Вторую часть прошли как по канатке (где-то такое у нас уже было). Бревно пару лет назад, если не ошибаюсь тоже было в Софийской долине, я пробежал. А вот то, что босиком перебирались по бурлящему потоку реки с берцами в зубах минутой раньше, это запомнил надолго. Жутко не укладываемся в график, нас уже давно ждут, Николай нервничает, приходится забыть о «приличиях» и идти прямиком по воде, чтобы не отставать. Пограничный пост, проверка документов и … Три, два, один – костерок, накрытый стол, горячительные напитки (я про чай), песенник в эту ночь лег спать последним.

Татьяна: Переломный день. Я, конечно, не плакала и домой «к маме» не просилась, но весь своенравный характер гор прочувствовала каждой своей клеточкой. Да, уж если ты пришёл в гости к такому хозяину - будь готов и к истеричной восторженности, и к потрясающему чувству пульсирующей повсюду энергии жизни, и … к суровым физическим испытаниям. Этому дню я благодарна за тотальную чистку сознания и смену образа мыслей от бренного и бытового к тому, что мы - такая малая толика природы.
Я не знаю точно, сколько часов мы шли, что-то вроде десяти или около того. Если вкратце: жутко понравилось кладбище камней - целая долина разрушенных стихией гор. Такую «камнемолку» я видела впервые. А ещё ответственно заявляю, что спускаться на протяжении долгого периода времени я категорически отказываюсь. Особенно под проливным дождём и скользкой песчано-хвойной почве леса под ногами. И если уж на то пошло, то я определённо голосую за подъём в гору.
Лишь поздно вечером мы пришли в лагерь. Дождь ни на минуту не прекращался. Настроение было мокро-усталым, и после того как поставили палатку, я погрузилась в транс. К слову сказать, на месте нашей стоянки нас ждала группа поддержки, которая заботливо подготовила нам навес, развела костёр и довезла львиную долю продуктов. Из транса меня вывела порция коньяка, оказавшаяся наверняка неслучайно в резервах нашей группы поддержки. В организме приятно потеплело, ноги стали ватными, и я почувствовала в себе готовность написать что-нибудь на тему «есть ли жизнь на Марсе». Потом, наполнив желудки до отказа, следуя давней традиции «щас спою», завели песни. Владимир затянул лихую казацкую. Вот это голос! Он разносился среди бездны ночи под шипучий треск костра. Я честно плакала.

Да здравствуем МЫ ! Место нашего обеда Наш постоянный помощник
Из леса мы вышли совершенно промокшие А по карте здесь должен быть мост Вкуснятина

5 день 11 июля – Радиальный выход к водопадам реки Белой, приведение себя в порядок, сушка вещей, обед, начало подъема к перевалу Айю-лю. Ночевка на поляне у речушки. Дождь.

Нина: С утра пришлось надеть мокрые штаны. На сухие носки надела полиэтилен и мокрые ботинки - для завтрака то, что надо. Идти далеко возможно так бы не получилось, но можно попробовать с бахилами. А сверху рваный, но клеёнчатый дождевик (как будто, так и спала). Через час, наверное, выглянуло солнышко. Мы развесили верёвки и разложили вещи на сушку. Вся группа кроме меня и Н.Б. пошли на водопад р.Белой. Группа, встретившая нас, уехала на рассвете. Забрала с собой Арсения (говорит хондроз у него. в 12 лет!). Набравшись сил, вышли в сторону перевала Айю-лю, через крутой подъём по лесу на мокрую поляну. Встретили туристов с МГУ. ММММММММУЖЧИНЫ!!!....Там красиво конечно, но очень много комаров и очень мокрая почва. Кстати, опять начался дождь. Под ним ставили палатки. Я бросила вещи в, казалось, сухое укрытие и корпела над костром. Ужин отложили, дров было мало и почти все сырые. Я с Андрюхой пыталась распалить маленький язычок пламени остатками сухого дерева и раздувкой – не получалось. Промокший и уставший Андрей пошёл в укрытие. Я одна явно не справлялась с сохранением огня. Вышел Володя и ушёл в неизвестном направлении за дровами. "Наверное, поплыл на сушу"- подумала я, дуя на уже почти потухшие угольки. Тут вышла Борисовна и подкинула пол рулона бумаги и свою "ненужную" кофту для розжига. Получается не очень. Костер по-прежнему норовит потухнуть. А дождь всё льёт. Н.Б. решила, что отдать ей больше нечего и уходит. Я снова начала терять надежду на сохранение костра. Вернулся Володя с сухим хворостом. Я прячу добычу под полиэтилен. Володя достаёт сухое горючее!, но оно уже почти не загорается. Тут стихает немного дождь. Вылезли Николай с Татьяной. Мужчины грамотно распоряжаются сухим хворостом, а мы с Татьяной Д. рьяно продолжаем махать подпопниками в сторону углей. Борисовна успевает за это время приготовить ужин в полевой кухне на газу и сделать единственный снимок потрясающей заводи реки. Возле нас, почти возле костра, это шустрая горная река как будто растекается и хочет стать спокойным, прозрачным и глубоким озерцом, но тут же сужается и становится неистовым потоком воды. О прозе дня: рюкзак, который я бросила сухим в, казалось, надёжное укрытие, оказался лежащим в луже. Снова мой край палатки был мокрым. И тут нервы мои дали сбой. Я ворчу и обижаюсь непонятно на кого или на что. Наверное, больше всего я обижалась на палатку, решая, что такому старью в походе больше делать нечего. На самом деле, очевидно, что суть не только в старости палатки и сложности её установки. Была, во-первых, неправильно положена клеёнка под палаткой, ну и натянули хреново. В общем – сама виновата, нечего было с костром играть, когда палатка толком не стоит! А ещё: лучше самому себе ставить палатку! Надёжней будет! Ещё немного о подъёме в 5ый день. Пока светило солнце. Я шла как обычно – сзади. За мной замыкали Дима с Лёшей. Я задыхаюсь и часто останавливаюсь. Лёшка подтрунивает, потом срывается, типа: «Найди свой темп и не останавливайся!». Я пытаюсь медленней, но всё-таки сбиваюсь. И тут этот «Симба» обгоняет меня и начинает идти издевательски медленно, независимо от рельефа и препятствий, как метроном. Я расслабилась и перестала загоняться. После этого до конца похода я относительно легко находила свой темп и без метронома. Ах, Лёшик! Я тебя обожаю!!!

Андрей: Встал как обычно, проводили часть группы домой. Поход к водопадам. Множество фотографий, если вы были на водопадах Руфабго, что в Хаджохе, то те в сравнении с этими как детская запруда рядом с дамбой. Массы воды за секунды проносятся десятки метров, не позволяя задержать поток ни одному препятствию. Пытались подняться выше, но тропа уходит в сторону от основного русла и дальше идти смысла нет, потеряем массу времени. Группа частями возвращается в лагерь. Раскладываюсь с вещами на просушку, народ принимает водные процедуры, время обеда – никого невозможно дозваться, каждый занят собой. Теперь вверх, уже как-то привычно идти. Альпика, разнотравье и масса разнопёрых цветов. Дыхание ровное, фотоаппарат на взводе, вот-вот должен начаться дождь.

Татьяна: Утро. Боги сжалились над нами и показалось солнце. Отправились смотреть водопады, предварительно превратив нашу полянку в производственную сушилку вещей. Теперь про лес. Лес на Кавказе совсем другой. Сосен такого охвата в нашем северо-западном регионе я не встречала. Вообще я теперь даже стала относиться к нашему лесу как к игрушечному. И про могучие, дремучие леса- это тоже всё там, на Кавказе. А от запахов горных водопадов, хвои, смолы, земляники и разнотравья кружилась голова. Я не успевала выдохнуть, а уже хотелось глотнуть новую порцию аромата.
Мы с ребятами отстали. Поднялись на небольшую горку, с которой открывался восхитительный вид на водопад. А потом, словно бы нас заколдовали, мы улеглись там под лучами солнца и брызгами воды. Было совершенно очевидно, что мир прекрасен. Сердца бились единым чувством покоя и гармонии с природой.
После обеда мы отправились дальше. И вот внезапно объявился луг, наполненный дикими лилиями. Нужно знать мою любовь к этому цветку, чтобы понять, как я была счастлива такому букету. Поэтому очередную порцию дождя встречала с улыбкой.

Где-то недалеко шумит водопад На следующем кадре мы ныряем в водопад Хорошо на привале
Кажется, что вода стоит, но это совершенно не так Все вокруг промокло Милости прошу к нашему шалашу